Exa не сосредоточена на том, чтобы стать поисковым стартапом, который заменит Google, — её фокус на создании специализированного поискового инструмента для ИИ-платформ делает её уникальной на рынке
Несмотря на то, что недостатка в стартапах, стремящихся заменить Google поиском на базе искусственного интеллекта, нет, у стартапа Exa есть другая идея: Google для искусственного интеллекта.
Основатели Exa считают, что люди — не те потребители, кому отчаянно нужен новый тип поисковой системы. Скорее, поскольку ИИ всё больше проникает в корпоративную и повседневную жизнь, именно сами платформы на базе ИИ должны регулярно выходить в интернет для поиска информации и получения достоверных ответов, а не галлюцинаций.
Компания Exa разрабатывает инструмент, который позволяет моделям искусственного интеллекта выполнять что-то вроде веб-поиска, но с использованием функций, свойственных ИИ. Соучредители закупили графические процессоры на миллион долларов и, используя векторную базу данных, начали создавать модель машинного обучения, обученную работать со ссылками, а не словами и предложениями.
«Обычно трансформеры в моделях предсказывают следующее слово. Мы обучаем нашу поисковую систему предсказывать следующую ссылку. Таким образом, подобно тому, как модель завершает предложение, находя наиболее вероятное следующее слово, система Exa делает это с наиболее вероятной ссылкой (или десятью), но за вычетом SEO-спама и сгенерированных ссылок, засоряющих обычные поисковые системы», — говорит генеральный директор Уилл Брайк.
Источник: Exa
15 июля стартап объявил, что привлёк $17 миллионов в серии A под руководством Гуру Чахала из Lightspeed при участии венчурного подразделения Nvidia NVentures и Y Combinator. Exa уже привлекла в общей сложности $22 миллиона, включая предыдущие $5 миллионов посевных инвестиций.
Команда была основана примерно за год до запуска ChatGPT двумя лучшими друзьями, которые познакомились на первом курсе Гарварда: генеральным директором Уиллом Брайком и соучредителем Джеффом Вангом. «Мы запустились до ChatGPT. Наша первоначальная цель как компании заключалась не в том, чтобы обслуживать ИИ вообще. Она была в том как использовать ИИ для создания лучшего поиска» — сказал Ван.
После того, как ChatGPT ворвался в мир технологий, компании, занимающиеся ИИ, начали запрашивать у Exa API-версию поисковой системы, которую они могли бы подключать к своим моделям. И, поскольку основными клиентами компании Exa стали компании, работающие в сфере ИИ, варианты использования поисковой системы Exa охватывают всё: от чат-бота на базе искусственного интеллекта, ищущего информацию в интернете и отвечающего на вопросы клиентов, до компаний, стремящихся собирать данные для обучения. Например, Databricks является основным клиентом Exa, используя её для поиска больших обучающих наборов для обучения собственных моделей.
API-версия продукта была запущена около года назад. «С тех пор она получила сумасшедшую популярность», — говорит Ван. Сегодня Exa заявляет, что обслуживает тысячи разработчиков, хотя у Exa есть бесплатный уровень, который позволяет попробовать поисковую систему в ограниченном режиме. Основатели не раскрывают доход, за исключением того, что он есть и растёт.
Помимо запуска собственного кластера GPU, Exa размещает свой продукт на AWS, а не на передовом ИИ-проекте Google Cloud. Это может быть связано с тем, что Exa хочет дистанцироваться от зависимости от одного поставщика облачных услуг и обеспечить более широкий спектр возможностей для своих клиентов. Кроме того, AWS может предложить более гибкие и масштабируемые решения для потребностей Exa, в то время как Google Cloud более ограничена в этом отношении.